Популярная астрономия
Космические исследования Аристарха Космические исследования Аристарха

Из всех трудов Аристарха Самосского до нас дошел только трактат «О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны». Аристарх был первым, кто предположил, что Земля движется вокруг Солнца и имеет собственное суточное вращение...

Птолемей и Фурье - идея, доведенная до совершенства Птолемей и Фурье - идея, доведенная до совершенства

Птолемей открыл новый математический метод, много позже получивший название гармонического анализа. Спустя семнадцать столетий французский математик Жан Фурье довел идею Птолемея до совершенства...

Николай Кребс - мысли, опередившие свой век Николай Кребс - мысли, опередившие свой век

Николай Кузанский не считал Землю центром мироздания. Более того, по его убеждению в бесконечной Вселенной не может быть центра. Николай Кузанский высказывал мысли, далеко опередившие свой век...

Тихо Браге и Коперник - разные взгляды Тихо Браге и Коперник - разные взгляды

Тихо Браге был величайшим наблюдателем дотелескопической астрономии. Ему удалось с помощью своих угломерных инструментов достичь небывалой точности измерений положений небесных светил...

Телескоп Леонардо Телескоп Леонардо

Этот человек не нуждается в рекомендациях. Ученый и инженер, художник и скульптор, Леонардо поражал современников редкой энциклопедичностью знаний. Построил ли Леонардо свой телескоп и наблюдал ли в него - неизвестно...

Пифагор и «золотое сечение» в космосе

Пифагор

Два с половиной тысячелетия назад жил знаменитый греческий философ и математик Пифагор. Обычно его имя ассоциируется со знаменитой теоремой о связи сторон в прямоугольных треугольниках. Но заслуги Пифагора и его учеников далеко выходят за рамки геометрии. Пифагорейская школа впервые и не без успеха начала изучать связи природы и математики. Несмотря на ряд ошибок и увлечение «мистикой чисел», пифагорейцы по-существу заложили основы математического естествознания. Они внесли «величайший вклад в сокровищницу мировой философии и науки, потому что возникновение математического естествознания в новое время философски было связано с идеями пифагореизма». О самом Пифагоре известно мало. Он не оставил после себя никаких рукописей, его учение считают тайным, и лишь немногое проникло сквозь плотную завесу секретности, которую всячески поддерживали пифагорейцы. Тем не менее то, что мы знаем о Пифагоре и его учении, представляет огромный интерес.

Если верить преданиям, Пифагор родился в 570 г. до н.э. на острове Самос вблизи побережья Малой Азии. Первоначальное образование он получил от отца - ювелира. В те времена эта профессия считалась весьма интеллектуальной и многообразие интересов Пифагора, возможно, порождено многосторонностью знаний его отца.

Когда Пифагору исполнилось тридцать лет, он отправился путешествовать в Египет, где познакомился с медициной, математикой и метеорологией. Во время войны Египта с Персией Пифагор попал в плен и был отвезен в Вавилон. Вероятно, здесь он познакомился с восточной философией и магией, что отразилось и на его мировоззрении.

Вернувшись на Самос, Пифагор застал свою родину стонущей под железной рукой диктатора Поликрата, союзника персов. Хотя внешне все казалось благополучным, поощрялись ремесла и искусства, воздвигались великолепные здания, но это «процветание» сочеталось с жестоким подавлением всякой свободы мысли.

Ненавидя тиранию, Пифагор в 540 г. до н.э. покинул родину и переехал в город Кротон на берегу Тарентинского залива. Здесь, в атмосфере относительной свободы, Пифагор основал свою школу - своеобразный союз единомышленников, поклявшихся сохранить тайны пифагорейского учения.

Авторитет Пифагора был безграничен. Он одевался как жрец - в белоснежные одежды - и всячески старался сохранять величественный и неприступный вид. О Пифагоре сочинялиcm легенды, но были люди, которым его поведение казалось нелепым и смешным.

Понятие «всемирной симпатии», то есть гармонии всего существующего. Пифагор считал главным пунктом своего учения. Именно он одним из первых использовал термин «космос», происходящий от греческого слова «космео», что означает «украшаю». Космос, то есть упорядоченный, гармоничный мир, противопоставлялся хаосу, беспорядочному началу бытия, с которого, по убеждению греков, и началось созидание богами Мироздания.

Не случайно поэтому Пифагор и пифагорейцы всюду и во всем искали лад, порядок, начиная с музыки и кончая движением небесных светил. По словам Аристотеля, они полагали «принципы математики принципами всего сущего» и с этих позиций оценивали все явления Природы.

В Кротоне, несмотря на всю свою замкнутость, пифагорейский союз приобрел некоторую популярность. В конце концов пифагорейцы захватили власть не только в Кротоне, но и в ближайших к нему городах. Но этот внешний успех был началом их конца.

В 510 г. до н.э. в городе Сибарисе восстал народ. Он не мог дальше терпеть своих правителей - изнеженных, деспотичных «сибаритов», которые больше заботились о собственных удовольствиях, чем о благополучии своих граждан. Пифагор, видевший в народных восстаниях про явление хаотических сил, взял под защиту сибаритов. Между Кротоном и Сибарисом вспыхнула война, в итоге которой престарелый Пифагор бежал из Кротона, а пифагорейцы были подвергнуты гонению. О конце жизни Пифагора ничего достоверного не известно. Учение Пифагора до сих пор служит источником плодотворных идей в естествознании.

Продолжение...